К списку новостей →

Президент России Владимир Путин поставил перед Правительством РФ цели, которых надо достичь до 2024 года. О том, где и что государство будет делать, куда оно вложит ресурсы и какие условия создаст для частной инициативы редакция журнала «Сибирское богатство» побеседовала с генеральным директором ООО Консалтинговая компания «ПРЭФИШ» Сергеем Шатохиным. 

 

- Сергей Михайлович, я видела несколько ваших публичных выступлений, где вы пишите, что «Россия неожиданно поднялась с колен не только для внешних наблюдателей, но и для собственной национальной элиты». Что вы имеете в виду?

Сознание национальной патриотической элиты России, к которой я отношу и Президента страны, явно встревожило ощущение неудовлетворённости простых российских граждан своим социально-экономическим положением. Весь мир по умолчанию учитывают в своей практической деятельности политические интересы и  приоритеты России, прежде всего, военного характера. Здесь наши возможности и влияние за последние 5 лет стали особенно заметны. А вот  в сфере экономики и социума сравнение России и развитых стран явно не в нашу пользу.

Именно поэтому россияне ждут и считают обязательным для руководства страны добиться показателей экономического и социального благополучия населения, уровня жизни простого народа, адекватных великому политическому статусу нынешней России.

Жёсткий общественный запрос на эти изменения, особенно после принятия политического решения о пенсионной реформе, заставил Президента оперативно инициировать разработку правительством РФ 12 уникальных национальных проектов в самых важных сферах социально-экономического развития России.       

 

 

- Почему вы считаете эти 12 нацпроектов уникальными? Раньше тоже принималось немало разных документов, так в итоге и не давших ожидаемого результата.

По содержанию эти национальные проекты не уникальны, их тематика действительно во-многом тождественна ранее принятым властью документам. Но это и понятно, ведь в них сформулированы самые актуальные темы жизни страны: образование, здравоохранение, наука, культура, экология, жилье и городская среда, автодороги, магистральная инфраструктура, рынок труда, малый бизнес, цифровая экономика, экспорт и международное сотрудничество.

Дело в другом – в исторических условиях, в которых они сформулированы. Наша самостоятельность во внешней политике, военные успехи по разгрому формировавшихся под присмотром Запада исламских боевых сил в Сирии, что порушило англосаксонские планы о «просачивании» этой сплоченной и умелой террористической силы в Среднюю и Центральную Азию и на наш Кавказ, вызвали настоящую панику в западных странах и «знойное» желание поставить Россию обратно на ельцинское место сырьевой «прислуги золотого миллиарда».

Эти критические условия и потребовали уникальности нацпроектов, которая выражается в критических масштабах и темпах запланированных изменений и соответствующих объемах колоссальных финансовых ресурсов, аккумулированных на реализацию этих проектов. Кроме того, данные проекты, что тоже является уникальной ситуацией, стали ответом власти на сегодняшний, как я уже подчеркивал, весьма жёсткий общественный запрос на повышение уровня жизни простого народа, живущего в России. 

 

- При сегодняшнем уровне коррумпированности всех государственных структур, каким образом обычные, рядовые предприниматели могут «вписаться» в эти 12 нацпроектов? Реально ли это?

Коррупция действительно сильно мешает нормальной рыночной конкуренции хозяйствующих субъектов в нашей стране. О каком росте производительности труда, цифровизации и технологическом развитии производства может идти речь, если коррумпированный чиновник или «живущий на откатах» менеджер в госкомпании надёжно обеспечивает пронырливого предпринимателя солидным куском рынка? Но похоже, что «онкологический» характер коррупции для отечественной экономики стал  не терпим и для Президента страны. «Неприкасаемых» становится все меньше и меньше.

В своем Послании ФС РФ от 20 февраля т.г. Президент очень конкретно призвал российских промышленников принять участие в производстве оборудования и приборов, которые будут приобретены в рамках национальных проектов на колоссальную сумму – 6 триллионов рублей. Причем и Правительству, и руководству регионов, и руководству госкорпораций жестко сказано «..там где возможно, опираться надо на своего производителя, отечественного. Надо их искать, даже вместе с ними работать».

Видимо зная реальное положение с коррупционным размещением госзаказов, Президент особо подчеркнул, что «доступ к заказам должен быть равным, чтобы побеждали те, кто докажет свою состоятельность напряженной работой и результатами, готовностью меняться, внедрять передовые технологии и повышать производительность труда, предлагать лучший, конкурентный товар». Станут ли эти требования главы государства обязательными правилами для чиновников и госкорпораций,  покажет время. Здесь главное, чтобы предприниматели хотели бороться за себя, - пока, к сожалению, многие из них сами поддерживают коррупционный «зуд» у распределителей заказов. Несомненно, сложившуюся здесь ситуацию может «оздоровить» и указание Президента к концу 2019 года силами деловых объединений России совместно с Агентством стратегических инициатив создать специальную цифровую платформу, с помощью которой предприниматели смогут не только дать публично информацию о давлении на бизнес, но «главное, добиться рассмотрения своей проблемы по существу».

 

- Вы действительно считаете, что в следующие шесть лет социально-экономическая ситуация в стране может измениться к лучшему? Какие для этого, на Ваш взгляд, существуют предпосылки?  

Исполнительная власть получила к исполнению вполне конкретные программы развития важнейших сфер нашей жизни. Если обозначенные Президентом цифры будут выполнены, то условия жизни в России действительно значительно улучшатся. Возьмем, например, сферу здравоохранения. Установлены конкретные требования по изменению показателей к 2023 году по снижению смертности населения: трудоспособного возраста – 350 случаев на 100 тысяч  человек, смертности от болезней кровообращения – до 450 случаев, от новообразований – до 185 случаев, младенческой смертности – до 4, 5 случая на 1000 родившихся детей. Серьезный шаг будет сделан в доступности медицинской помощи для населения – завершится формирование сети медорганизаций первичного звена здравоохранения с использованием геоинформационной системы и необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с населением от 100 до 2000 человек, а во всех населенных пунктах с населением менее 100 человек будут использоваться мобильные медицинские комплексы.  Существенно ускорится развитие детского здравоохранения, создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям. Очень много и других еще более конкретных показателей изменений в сфере отечественного здравоохранения, и все они, как говорится, на уровне мировых достижений.

Аналогично сформулированы изменения для сферы образования – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, для науки – обеспечение присутствия России в числе ведущих стран мира. Причем, здесь должно быть понятно, эти места будут рейтинговаться не отечественными органами статистики, а соответствующими подразделениями ООН.    

Все национальные проекты нацелены на улучшение условий жизни простых людей. Огромная сдвижка должна произойти в области отечественной магистральной инфраструктуры. К примеру, должна пройти глубокая реконструкция региональных аэропортов, которая позволит расширить до 50 процентов от общего числа внутренних регулярных авиамаршрутов сеть межрегиональных пассажирских авиамаршрутов. Нацпроект «Автодороги» ставит задачу снизить, в том числе за счет резкого улучшения дорожной сети страны, в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом смертность в ДТП.

Колоссальные задачи в сфере развития жилищного строительства ставит один из важнейших для населения национальных проектов «Жилье и городская сфера», где намечено за шесть лет в 1, 5 раза  увеличить объемы строящихся жилых метров, где поставлена небывалая до сего времени задача обеспечивать ежегодно улучшение жилищного положения не менее, чем для 5 миллионов российских семей.

Все нацпроекты многие эксперты, особенно либеральной окраски, считают слишком амбициозными и просто не выполнимыми. Недавно министр строительства и ЖКХ В.В. Якушев тоже публично заявил, что невозможно довести к 2024 году объемы сдаваемого в России жилья до 120 миллионов квадратных метров в год. Я считаю, что он прав, нынешние рыночные условия действительно не позволяют населению приобретать нужные ему квадратные метры (дорогой квадратный метр, неподъемный банковский процент), и, соответственно, строители снижают объемы строительства. Но мы слышим от Президента о прорывном, мобилизационном характере намеченной в нацпроектах работе и это требует от строителей заняться существенным ростом производительности труда своих работников, заменой устаревших технологий строительства и т.п. Эти задачи, кстати, и поставлены в данном нацпроекте, и министерству пора бы уже этим вплотную заняться. Если еще Президент заставит снизить банковскую ипотечную ставку до 5%, уверен, тогда рыночная ситуация может радикально измениться и контрольные показатели не будут руководству отрасли казаться столь фантастичными.

Президент еще раз предупредил в Послании ФС РФ, что «запаса времени на раскачку просто нет…И абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Да, они сложны, эти задачи. Но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире… Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти.» Еще ранее Президент заявил и о новом формате организации контроля за исполнением нацпроектов. Изменения будут измеряться в разрезе министерств и регионов ежеквартально, при этом есть публичное обращение В.В.Путина и к гражданскому обществу России принять непосредственное участие в отслеживании и оценке идущих изменений.

Поэтому, когда задается вопрос о предпосылках реализации утвержденных нацпроектов, то в голову приходят достаточно отчаянные мысли  - хочется верить, что все чиновники не будут, как прежде, уповать на то, что «рынок все отрегулирует» и работа в экономике и социуме примет действительно мобилизационный характер; что Президент сумеет обеспечить жесточайшую публичную форму контроля выполнения мероприятий и контрольных показателей во времени; что цена нефти не «свалится в пике» и Правительство России сумеет за 6 лет доформировать к уже зарезервированным 17 триллионам еще 8 триллионов рублей, которые необходимы для выполнения нацпроектов.

В.В. Путину, в его последний конституционный срок, нужен прорывной результат в социально – экономической жизни нашей страны, а это может быть только, если все – и руководящие кадры, и простые люди в России поймут, что только мобилизация общих сил и устремлений позволит не только успешно противостоять убийственной санкционной войне, развязанной против нас Западом, но и даст реальный и заметный рост уровня жизни в нашей стране.                

 

- Смогут ли россияне когда-нибудь хотя бы приблизиться к уровню жизни в высокоразвитых странах? Что для этого требуется?

Ну, во-первых, как мне представляется, величина различий в благосостоянии россиян и граждан так называемых западных  стран не столь разительна, как думают многие. Да, их средние зарплаты в разы больше, чем величина средней зарплаты по России, но и их затраты на аренду или покупку жилья, на оплату коммунальных услуг тоже в разы больше. В такой же пропорции выше в западных странах затраты на театры, концертные залы, футбольные и хоккейные матчи и другие массовые развлечения. Выше, в среднем, в этих странах и стоимость питания и топлива для автомобилей. Значительно более высокими налогами обложены доходы граждан западных стран.

Очень высокий уровень безработицы среди молодежи, особенно в Европе, на фоне роста цен даже на социально значимые товары, услуги здравоохранения и образования в последние годы привел к массовому обнищанию в большинстве европейских держав. Сегодня социальные протесты бушуют не только в Греции или Португалии, но и среди молодых граждан  Испании и Италии, жесточайшие уличные схватки с протестующими против обнищания французскими «желтыми жилетами» ведет полиция Французской республики, заметно упал уровень жизни даже в Германии. Неслучайно из последней, например в 2016 году выехало более 1 миллиона 354 тысяч жителей, в том числе почти 14 тысяч на ПМЖ в Россию.

Но, несмотря на то, что мы уже своими глазами видели трущобы Нью-Йорка и Сан-Франциско, Токио, Парижа и Брюсселя, бесстрастная статистика свидетельствует  о том, что население в России пока все-таки беднее населения западных стран. И с этим надо что-то делать. Что?.. На мой взгляд, надо вводить прогрессивную шкалу НДФЛ, как в западных странах, - тогда перестанет быть столь вопиющей разница в доходах между богатой и бедной частью российского населения. Надо запретить, под страхом конфискации, вывоз финансовых средств в западные страны и заставить их вкладывать в отечественные банки или инвестиционные проекты. Надо установить для банковских структур максимальный размер кэша на передаваемые кредитные ресурсы до 1%, сейчас они забирают у кредитуемого 3%, то есть чуть ли не в 10 раз больше, чем в западных странах.   

И самое главное: надо повысить эффективность отечественного производства, где сегодня производительность труда в 2-3 раза ниже, чем на западных  предприятиях. И, конечно, надо всем сосредоточиться и выполнить в полном объеме все 12 национальных проектов.

 

Источник: Журнал "Сибирское богатство" №2' 2019 г.