К списку новостей →

Во всех странах мира любые  доходы граждан облагаются налогами, направляемыми в бюджет государства для решения общих социально-экономических задач. Только недееспособные граждане и люди с ограниченными возможностями (способностями), как правило, имеют определённые законодательством льготы по указанному налогообложению.

Общие для всех, получающих доходы, фискальные требования до настоящего времени в нашей стране не распространялись на так называемое самозанятое население, то есть тех граждан, которые индивидуальным трудом создают ценности (товары, работы и услуги), позволяющие им получать доходы.

В правовом государстве любые граждане не должны стоять вне закона. Поэтому ещё в 2016 году Президент РФ в своём Послании к Федеральному Собранию заявил: «Уже дал прямое поручение исключить трактовку работы самозанятых граждан как незаконной предпринимательской деятельности. Не нужно цепляться к ним по надуманным поводам. А чтобы таких поводов вообще не было, прошу в течение следующего года чётко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать.

Каждый, кто честно трудится в своём бизнесе или как наёмный работник, должен чувствовать, что государство, общество на его стороне. Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, в создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И, наоборот, несправедливо всё то, что ограничивает возможности, нарушает права людей.».

По-видимому, в исполнение этого указания В.В. Путина Правительство РФ разработало Федеральный закон от 27.11.2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе Федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Уже из названия данного закона можно сделать несколько выводов: это эксперимент, проводится он только в четырех субъектах Российской Федерации, вводится новый вид налога. Само слово «эксперимент» наводит на мысль, что его разработчики не могут предсказать его реальную правовую состоятельность и какие финансовые дивиденды в бюджет он принесет.

Итак, в чём же суть и конкретика указанного Федерального закона?

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно. Согласно п. 1 ст. 2 применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент. Пункт 6 ст. 2 устанавливает, что физические лица при применении специального налогового режима вправе осуществлять виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности. По п. 7 ст. 2 профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Пунктом 8 ст. 2 предусмотрено, что физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход. А по п. 9 ст. 2 индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

Хотелось бы обратить внимание, что, согласно п. 10 ст. 2 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время пунктом 11 ст. 2 определяется, что индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Как и любой закон в рассматриваемом Законе также есть исключения, а именно, по ст. 4 не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Ст. 6 Закона определяет что является объектом налогообложения - объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), за исключением  объектов налогообложения, установленных п. 2 указанной статьи. В своё время проходили горячие дебаты по налогообложению от продажи товаров с личного подсобного хозяйства. Теперь такие доходы подпадают под действие рассматриваемого закона.          

Статья 9 указанного Федерального закона налоговым периодом признает календарный месяц. А по ст. 10 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для их использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

По п. 3 ст. 11 уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности. Следовательно, установленный налог оплачивается ежемесячно.

А что будет, если своевременно не оплатить налог? Пункт 6 ст. 11 устанавливает: «в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение "Мой налог" требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком». Ст. 12 рассматриваемого Закона устанавливает налоговые вычеты, выражающиеся в праве на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей.

Бизнес всегда ищет законную возможность нести меньшую налоговую нагрузку. Поэтому рассмотренный новый Федеральный закон, устанавливающий льготный режим налогообложения самозанятых, может быть использован малым и микробизнесом в своих интересах, если их работники согласятся перейти в разряд «самозанятых». Но эти люди должны понимать, что это в дальнейшем скажется и на поступления в Пенсионный Фонд, которые будут уменьшать страховой стаж работника и его будущую пенсию. Кроме того, возникает опасность подмены для них этим Законом и Трудового кодекса РФ, при которой работники будут лишены всяческих социальных гарантий, установленных трудовым законодательством. Реально ли все это покажет время.

 

Начальник юридического отдела ООО Консалтинговая Компания «ПРЭФИШ»  

Игорь Александрович Чудиновских

Справки по тел: (3452) 521- 444, 521- 445, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.