К списку статей →

Ханты-Мансийск. Правительство изучает возможность создания крупного государственного игрока на нефтесервисном рынке – с таким предложением к премьеру Владимиру Путину обратилась губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Наталья Комарова. Переход нефтесервиса в руки частных, в том числе иностранных инвесторов она считает одной из причин протестного голосования на выборах в регионе, где добывается половина российской нефти. Губернатор Югры предложила создать единую государственную нефтесервисную корпорацию, которая должна стать крупным игроком на рынке и защитить российскую составляющую в этом сегменте. Агентство нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс» обратилось за комментарием к своему эксперту, генеральному директору ЗАО Консалтинговая Компания «ПРЭФИШ» Сергею Шатохину. 

"Наша компания не собирала социологическую информацию о мотивах протестного голосования на декабрьских выборах в ХМАО-Югре, отметил Шатохин. Видимо у губернатора округа есть такая аналитика. Но, в любом случае, руководитель нефтяного региона подняла один из актуальнейших вопросов в развитии базовой отрасли страны. То, что многие участники нефтегазосервисного рынка «не видят экономических оснований для консолидации государством» имеющихся мощностей в сфере обеспечения бесперебойного сервисного обслуживания российских нефтяных и газовых компаний, понятно – это предпринимательская ментальность в любой развивающейся (не развитой!) экономике: меньше конкурентов в отрасли – ниже может быть качество работ и выше цена за их выполнение. А вот позиция федеральных чиновников, которые призваны отвечать за благополучное промышленное развитие страны, как представляется не лишена определенной стратегической близорукости в экономической оценке ситуации в нефтегазосервисной сфере.

Коли губернатор затронула политическую сторону ситуации с нефтегазосервисом, то я хотел бы поддержать ее озабоченность в той части, которая связана с устойчивым трендом завоевывания данного рынка иностранными подрядчиками. Это тоже вопрос политический, ибо конкурентная слабость отечественных нефтегазосервисных компаний снижает уровень национальной безопасности России. Речь то ведь идет о базовом секторе национальной экономики, формирующем не меньше трети бюджетных ресурсов страны. При этом, без его продукции будем, как минимум, замерзать, сидеть без света и пешком ходить по тропам нашей необъятной родины. Разве это не коренной вопрос политики национальной безопасности? 

Вспомните Ливию. Там перед войной по команде западных правительств ушли иностранные нефтегазосервисные компании и нефтяная отрасль – базовая отрасль Ливии - лишилась даже текущей технической и технологической поддержки, без которой не сохранишь непрерывное нефтепроизводство. А ведь вокруг России тоже не все спокойно. Пытаются учить нас как себя вести в чужих интересах, с кем дружить, а с кем нет. В таких делах, как история свидетельствует, все средства оказываются хороши, и не свои убытки считают, а контр-агента. Нефтегазосервис в таких расчетах, наверное, не самый худший механизм давления на «несмышленышей». Если федеральные чиновники этого не понимают, то кого же тогда российскому налогоплательщику наняли на эти должности?... 

Есть смысл обозначить и другой политический аспект нефтегазосервисной темы. Предметом политики национальной безопасности безусловно является создание и устойчивое обслуживание нефтегазодобывающих мощностей на шельфе северных морей России. Как представляется, эта тема в течение следующего десятилетия может встать в полный рост не только перед отечественными газовиками, но и отечественными нефтяниками. Насколько я знаю, попытки нашего правительства привлечь к доразведке и освоению северных морских месторождений иностранные компании пока малопродуктивны. К примеру, альянс ВР и Роснефти, о котором в свое время торжественно протрубили, под давлением органов власти США – еще один показательный пример, - заморожен. Наши же сервисные компании такими технологиями не владеют. А между тем, по оценкам крупнейших отечественных компаний, имеющих углеводородные ресурсы на шельфе северных морей, а также Дальнего Востока и Каспия (Газпром, Роснефть, Лукойл) уже к 2030 г. требуется создать технологические комплексы для добычи и транспортировки примерно 110 млн. тонн нефти и 160 млрд. кубометров газа с необходимой инфраструктурой обслуживания. Расчеты показывают, что для этого необходимо построить не менее 55 морских добывающих платформ и мощнейших плавучих сооружений. По оценке НК «Роснефть» инвестиции в обустройство таких морских промыслов и прибрежной инфраструктуры составят порядка 64 триллионов рублей. 

Как представляется, большая будет глупость, если наши добычные компании потратят эти деньги на развитие иностранных нефтегазосервисных компаний и машиностроительных концернов. Отсюда логично проистекает необходимость создания мощной государственной нефтегазосервисной компании, которая в первую очередь специализировалась бы на создании и обслуживании указанных объектов. Это была бы высокотехнологичная деятельность, которая как нельзя кстати вписалась бы в задачу «создания в России 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест». Нефтяной стране, стремящейся сохранить политическую независимость, нужны компании такого масштаба и технологичности как Schlumberger, Baker Hughes, KCA Deutag, Halliburton. Кстати, последняя является государственной нефтегазосервисной компанией США.