К списку статей →

Агентство нефтегазовой информации "Самотлор-экспресс"

 

Тюмень. Прошедший год внес немало изменений в развитие некоторых отраслей промышленности и сегментов бизнеса в РФ. Однако, по одному из мощнейших, стратегических направлений – укреплению позиций отечественного машиностроения – серьезных результатов достигнуто не было. 22 декабря Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию предложил ряд инициатив по дальнейшему социально-экономическому развитию страны, изложив свою позицию по основным направлениям внутренней и внешней политики, модернизации экономики и социальной сферы. В этой связи Агентство нефтегазовой информации продолжает серию бесед с представителями отрасли и экспертами для анализа возможных изменений в развитии российского машиностроения для ТЭК. Свою оценку происходящему дал генеральный директор консалтинговой компании «ПРЭФИШ» Сергей Шатохин.

 - Сергей Михайлович, многие эксперты отмечают, что несмотря на громкие лозунги правительства РФ о поддержке отечественного машиностроения, разумной политики в этой области не сформировано. Как Вы оцениваете данные высказывания? 
- Я к этим высказываниям полностью присоединяюсь. И премьер Путин, и президент Медведев достаточно точно формулируют стратегические цели рихтовки отечественной экономики и даже машиностроительной отрасли. Но сама политика в этой сфере не выстроена, не подтверждена законами, правительственными постановлениями, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, методическими разработками и инструкциями. Это особенно важно в развитии машиностроения для отечественного ТЭК. Ведь эти заказчики весьма платежеспособны и масштабны в своих потребностях, и их можно и нужно стимулировать (а может и заставлять, как в цивилизованных нефтедобывающих странах) участвовать в развитии мощностей хотя бы специализированного отечественного машиностроения своими долговременными и масштабными заказами. При той мировой цене на нефть и газ, которая сегодня стоит на биржах и в контрактах, своей рентабельностью сырьевикам надо поделиться, тем более, что крупнейшие из этих компаний являются государственными. Короче говоря, сегодня нет государственной промышленной политики, а есть государственный промышленный феодализм – когда промышленностью управляют в ручном режиме. 

Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять на уровне правительства РФ, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию? 
- Понятно, что это должен быть большой и, как минимум, среднесрочный комплекс мер. На тех предприятиях, где хозяева всем довольны и никуда не спешат, следует создать условия для смены собственников через законные механизмы разработанной промышленной политики. Мне представляется весьма важным стимулировать кластерный подход к развитию территорий машиностроения. При этом необходимо обеспечить быструю и глубокую кооперационно-интеграционную работу комплексирующих производств, создать условия для современной модернизации технико-технологической основы машиностроительных заводов, для модернизации системы профессиональной подготовки и непрерывной переподготовки кадров, работающих в машиностроительном комплексе. Все имеющиеся у государства регуляторы должны быть нацелены на формирование инновационной направленности в деятельности предприятий машиностроения. Можно, например, эту работу начать в рамках создания конкретного консорциума российских машиностроительных групп для реализации такого супер-проекта как «Создание современных отечественных морских буровых и промысловых платформ для ведения работ на шельфе северных морей». Именно на нём мы пытались сконцентрировать внимание тюменского областного правительства в «Стратегии инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года». Еще раз подчеркну, действенная политика опирается на законы. Поэтому следует провести достаточно обширную законотворческую работу. Если понятно, что без модернизации конкурентоспособность машиностроительной отрасли неминуемо будет утеряна, то давайте примем законы, которые дают возможность использовать часть налога на прибыль на замену технико-технологической базы предприятий, часть социального налога – на переобучение кадров машиностроителей. Давайте исключим на 2-3 года из налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятий стоимость нового технологического оборудования, приобретенного машиностроительными предприятиями, заложим возможность предоставления правительственных гарантий по кредитам на приобретение современных машин и оборудования малыми предприятиями, вошедшими в кооперационное сотрудничество с крупными машиностроительными заводами. Давайте выделим целевые гранты на разработку и освоение производства инновационной продукции на отечественных предприятиях, установим 2-3-летнюю отсрочку по уплате НДС со стоимости российской инновационной продукции и т.п. Есть ряд серьезных и действенных предложений, но нужны ли эти экспертные мнения нынешнему правительству? Ведь для них жизнь – это «театр» одного, ну максимум двух «актеров»... 

Насколько известно, правительство Тюменской области более конструктивно работает в плане поддержки местных производителей. Вы упомянули Стратегию инвестиционного развития местного машиностроения, которое  по заказу руководства региона было разработано Консалтинговой компанией «ПРЭФИШ» . Не могли бы Вы рассказать о реализации данной Стратегии? 
- Да, в 2008 году по госконтракту Правительства области наша компания разработала и в начале 2009 года передала региональным властям «Стратегию инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года». Именно - инвестиционного. Данное понятие охватывает все главные точки приложения и источники развития отрасли, в том числе программу создания инновационного механизма развития машиностроения. В Стратегии были исследованы системные проблемы отрасли и на этой основе определены её инвестиционные приоритеты, т.е. обоснована необходимость нацеливания имеющихся финансовых ресурсов на решение выявленных в ходе исследования первоочередных задач. 
К сожалению, о полноценной работе по реализации данной Стратегии сказать нельзя. Мы предлагали её реализовать через достройку и активацию развивающегося на юге области кластера нефтегазового машиностроения и нефтесервиса, а это требует организации перманентного системного взаимодействия местной власти и бизнеса. По моему мнению, к сожалению, к этому не созрела ни власть, ни бизнес.

С какими трудностями Вы столкнулись при реализации Стратегии? 
- На момент непосредственной передачи документа заказчику уже начался мировой финансовый кризис, и власти посчитали приоритетными совсем другие задачи. Мы пытались их убедить, что в кризисное время особенно важно решать стратегические вопросы, но, увы, не удалось. Стремясь свести до минимума количество безработных, были запущены различные программы подготовки и переподготовки кадров. Некоторые из них предусматривали использование специалистов высокой квалификации, попадающих под сокращение, на уборке заводских цехов, покраске заборов и по другим аналогичным направлениям, что, на мой взгляд, было не совсем разумно. Наша компания, например, предлагала использовать часть средств, заложенных в программах по снижению безработицы среди выпускников ВУЗов, для организации целевой стажировки выпускников машиностроительных кафедр университетов в рамках Тюменского молодежного инжинирингового центра, созданного нашей компанией совместно с челябинской инжиниринговой компанией «СпецАвтоВосток». Этот проект однозначно внес бы заметный вклад в решение сразу двух указанных нами в Стратегии системных проблем местного машиностроения: дефицит высококвалифицированных инженеров и отсутствие инновационной направленности машиностроительного производства. Увы, областной департамент труда и занятости не поддержал наше предложение. 

То есть на сегодняшний день реализация Стратегии приостановлена? 
- Нет. Не приостановлена. Кое-что из того, что мы запланировали в Стратегии, достаточно успешно реализуется. Например, систематический характер и отраслевой масштаб приобретает организация Тюменского инновационного форума в рамках проведения нашей главной региональной выставки «Нефть и газ». Учреждаются некоторые инфраструктурные механизмы развития отраслей: бизнес-инкубаторы, центр по поддержке экспортеров. Губернатор региона Владимир Якушев в своем ежегодном послании предложил создать экспертную группу стратегического планирования социально-экономического развития области. То есть положительные шаги предпринимаются, и это не может не радовать. 

Спасибо за интересную беседу.