К списку статей →
Наш корреспондент беседует с генеральным директором ЗАО КК«ПРЭФИШ», советником Тюменской областной Думы, С. М. ШАТОХИНЫМ.


— Сергей Михайлович, Ваша Компания решает земельный «вопрос» для многих предприятий Тюменской области, прежде всего, агропромышленного комплекса. Есть ли в этом важнейшем для крестьянина вопросе проблемы?

— Земельная реформа на селе явно буксует. С одной стороны, реформирование земельных отношений сдерживается достаточно сложными процедурами, установленными законодательством об обороте сельхозземель, с другой стороны, — и это главная причина, — неэффективностью деятельности в этом направлении всех уровней исполнительной власти. Казалось бы, запущен процесс изменения состава собственников колоссального государственного актива — 113 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, общая стоимость которых по действующему кадастру составляет около 1 триллиона 300 миллиардов рублей. Реформа напрямую касается почти 12 миллионов сельских жителей России — владельцев земельных долей. Казалось бы, должно быть соответствующее государственное внимание к этому вопросу. А что реально видим? Даже в последнем послании Президента Федеральному собранию тема земельной реформы на селе не звучит.

— А нельзя ли на фактах рассказать о проблемах реформы. Что конкретно мешает ее продвижению?

— В ходе прошедшего — в начале текущего правительственного совещания по вопросам земельных отношений первый вицепремьер РФ В.А. Зубков, который его проводил, назвал основными проблемами законодательного регулирования оборота сельхозземель, мешающими передать ее реальному собственнику, «виртуальный характер долевой собственности» на земли сельскохозяйственного назначения, «а также высокую стоимость и длительный характер работ по выделению земельных участков из общей долевой собственности».

Первая вышеназванная проблема не может быть устранена, либо доли общей собственности виртуальны, то есть не имеют натуральной определенности (местоположения, границ, конкретных смежников и т.п.) в силу своей изначальной правовой природы. Как профессионал, который в ходе проведения реформы способствовал передаче в руки реальных собственников по совокупности выполненных проектов более 50 тысяч гектаров сельхозземель, я могу ответственно заявить, что это, конечно, усложняет выдел земельных участков, но не блокирует его.

В отношении длительности сроков реализации земельных проектов проблема, конечно, есть, — но это тоже не базовая проблема, хотя является следствием именно базовых проблем, из—за которых земельная реформа на селе топчется. Неудовлетворительные сроки оформления законного статуса сельохозземель, к сожалению, во многом являются следствием неэффективной работы двух государственных служб — Роснедвижимости и Росрегистрации. Возможно, я даже в этом уверен, что постоянная перестройка, а точнее «перетряска», которая идет в этих службах все годы реформы, порождает такой безответственный подход ее работников к квалификации своей деятельности и к имиджу службы в целом. И если государство не наведет здесь элементарный порядок, все остальные меры по активации земельной реформы дадут мизерный результат.

Как признал В.А. Зубков, «пока активного движения эффективных собственников на земли сельскохозяйственного назначения не видно». По данным, которые привел первый вицепремьер, «на сегодняшний день в России из 12 млн. дольщиков только 400 тысячам селян удалось оформить свою землю в собственность» в соответствии с требованиями нового земельного законодательства. На юге Тюменской области, по нашему мониторингу, из 161 тысячи дольщиков тоже не более 3,5% переоформили в соответствии с законом свои права на землю. «Недвижение эффективных собственников» к законному овладению земельной собственностью и есть главнейшаяпричина топтания земельной реформы на селе. Сами бабушки и дедушки, которые составляют большинство дольщиков, с этой задачей не могут справиться, а крупные хозяйства не торопятся приобретать эти земельные наделы, и отнюдь не в связи с недоработанностью законодательства о земле. И пока государство не перестанет этому фактически потакать, давая финансовые и материальные средства тем, кто имеет в своем обороте землю, не имеющую законного статуса, большинство этих сельхозпредприятий будет ждать, когда же все образуется с землей как бы само собою — без организационных треволнений и финансовых издержек.

Общаясь почти каждый день с руководителями сельхозпредприятий, с собственниками земельных долей, могу ответственно сказать, что крестьяне очень плохо знают земельное законодательство. А если не знаешь, как себя вести, то обычно бестолково мечешься или «прячешь голову в песок», — это еще одна важнейшая причина пробуксовывания земельной реформы. Наша Компания, кстати, откликаясь на просьбы ряда сельхозпредприятий юга области, запланировала провести 9 апреля 2009 года в г. Ишиме семинар-практикум по актуальным проблемам земельной реформы.